История школы
  Сведения об образовательной организации
  Основные сведения
  Питание школьников - 2020-2021
  Новый - 2020-2021 учебный год
  Классное руководство - 2020-2021
  Структура и органы управления образовательной организацией
  Документы
  Образование
  Образовательные стандарты
  Информационная безопасность
  Руководство. Педагогический состав
  Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  Стипендии и иные виды материальной поддержки
  Трудоустройство выпускников
  Платные образовательные услуги
  Финансово-хозяйственная деятельность
  Вакантные места для приёма
  Доступная среда
  Безопасность
  Школьная жизнь
  История школы
  История школы

Историческая справка

Здание Орловской смешанной гимназии Первым учебным заведением станицы Орловской стала гимназия. Она была открыта в 1916 году(фото справа).Это была прародительница нашей школы -смешанная (вместе учились девочки и мальчики) гимназия станицы Орловской Орловского юрта Сальского округа Всевеликого Войска Донского.Гимназия была построена на деньги станичного правления и им же и содержалась, причем богатые казаки платили за обучение, а за бедных плату вносило общество (войско).Здание гимназии располагалось в центре и было одним из первых достаточно крупных кирпичных зданий станицы . Директором тогдашней гимназии был Аркадий Петрович Винников.Большое внимание при обучении в гимназии уделялось гуманитарным наукам. Гимназисты изучали иностранные языки, старославянский, большое внимание уделялось литературе, хотя изучались и точные науки - химия, физика, математика. Гимназисты часто устраивали концерты, спектакли и активно участвовали в общественной жизни станицы.В 1918 с началом гражданской войны здание гимназии было использовано под лазарет (госпиталь), но не смотря на то, что учителя не работали станичное правление продолжало выплачивать им зарплату, считая что они не по своей вине не могут работать. После установления Советской власти в феврале 1920 года гимназия была переименована в Школу Крестьянской Молодежи, соответственно была изменена (значительно упрощена) программа обучения.Ее первым заведующим был Пустовой Николай Иванович, весной 1920-го его сменил на этом посту Колодий Михаил Яковлевич(фото слева).Михаил Яковлевич Колодий проработал директором по 1960 год. В памяти выпускников он остался добрым и требовательным, мудрым и трудолюбивым. Колодий М.Я. В 1925 году в школе был создан первый пионерский отряд, чуть ранее была создана и комсомольская группа.Пионеры и комсомольцы тех лет активно участвовали в борьбе с неграмотностью.В школе даже была создана «Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью».В 1931 году, когда борьба с всеобщей неграмотностью была закончена, школа была преобразована в семилетнюю общеобразовательную.В 1935 году она была преобразована в десятилетнюю и старое здание стало совсем мало для новой школы, поэтому в 1936 году было начато строительство нового здания - первого в станице Орловской. И в канун 7 ноября 1937 учащиеся во главе с директором перешли в новую школу. Она настолько поразила их своими размерами и чистотой, что без всяких указаний школьники разулись и бегали по школе босиком.Это здание, немного перестроенное, сохранилось до сих пор.Ныне это общежитие училища.М.Я. Колодий уделял огромное внимание всестороннему развитию школы.Здесь работали кружки:драматический, хореографический, музыкальный, был свой духовой оркестр.Активно занимались спортом.В 1941 году в школе даже проводились соревнования по марафонскому бегу (для тех, кто не помнит - это чуть более 42 км.).Учились школьники, в основном, хорошо и отлично. Среднее образование тогда было редкостью, и учились в школе только те, кто очень хотел учиться.В нашем музее есть множество документов тех лет подтверждающих это, и не удивительно, что почти все выпускники продолжали свое обучение дальше.Девушки становились учителями, а почти все юноши уходили в военные училища и становились военными летчиками или артиллеристами.Многие из них пали на полях сражений Великой Отечественной войны. За годы работы школьного музея удалось восстановить имена 111 выпускников школы, погибших в бою и пропавших без вести.Под руководством Михаила Яковлевича при школе разбили фруктовый сад. Каждый класс ухаживал за определенным участком. В 1938 Орловская средняя школа №1 сделала свой первый выпуск -15 человек ,и это, наверное, главный этап в ее биографии. В 1939-1942 годах школа ежегодно выпускала по 70-75 человек. Но и в годы войны школа не прекращала свою работу. Мальчишки старших классов были отправлены доучиваться и получать свое воинское звание в военные училища. Девчата остались в станице и начали работать на полях, рыли укрытия. С началом оккупации школа прекратила работу. 1 сентября 1942 года немцы пытались начать учебный год по своим программам, но ничего у них не вышло. Ни учителя, ни школьники не явились в немецкую школу. После освобождения станицы Орловской в январе 1943 года школа еще два месяца не работала. Здание школы, загаженное немцами, дети очистили и передали под госпиталь для наших воинов. А занятия начались в здании складов «Заготшерсти». Школьники сами сделали столы и стулья, забили, чем попало, окна (стекол не было), повесили доски и начали учиться. Писали на обрывках бумаги, вместо чернил использовали сажу, разведенную в воде. Такие чернила приходилось регулярно разогревать, так как они просто замерзали в классе. Но ученики не только учились, они трудились на погрузке хлеба, в полях, ухаживали за ранеными. Но, несмотря на все, в 1943 году все же состоялся выпуск, правда, не в июне, а в сентябре. Да и в выпускном классе было 15 девчонок, все мальчишки были в военных училищах. В 1944 велась трудная работа по восстановлению работы в школе после оккупации.Директором в это время была Смирнова Анна Петровна. После нее директорами были Ченцова М. А., Чередниченко Т. Д., Михайлов В. М. В послевоенные годы в школе выпускалось по одному классу, и не потому, что учиться было некому, а потому, что многие дети пропустили возраст для поступления. В одном классе в те годы могли обучаться школьники с разницей в возрасте 5-7 лет, да и ребенок в возрасте 12-13 лет в те годы уже действительно был кормильцем в семье. Дети в те годы работали, получали карточки на продукты, и далеко не каждая семья могла себе позволить обучение ребенка в старших классах, да еще к тому за обучение в старших классах с родителей взималась плата. Поэтому выпускников было мало (от 12 до 24). По настоящему массовой школа стала только в 50-60 годы. Единственная средняя не только в поселке, но и в районе, она была переполнена, но дети хотели учиться. Дети не только учились, они занимались спортом (стали победителями областных соревнований по футболу и выиграли кубок газеты «Молот»), активно работали на производстве. Результаты деятельности школьников тех лет можно и сегодня увидеть. Аллея из вязов по улице Пионерской была посажена именно школьниками. В период с 1947 по 1952 в школе было только по одному выпускному классу с количеством учащихся от 12 до 24 человек.В 1949 году вышло постановление Правительства о введении всеобщего семилетнего образования, и уже на январском (1950) совещании учителей района обсуждался вопрос перехода на семилетнее образование.Начиная с 1953 количество выпускных классов,увеличивается с 2 до 4, выше становится и наполняемость классов. В следующие 8 лет ведется активная работа по дальнейшему развитию школьной материальной базы. В Орловском районе была построена начальная школа,в ОСШ №1 появился спортзал - и это при том, что по-прежнему остро не доставало строительных материалов.В 1959 при школах открываются интернаты, пополняются учебными пособиями кабинеты.Характерной особенностью этого периода является более ровный возрастной состав учащихся. В классе в основном ровесники. В 60-е годы все учащиеся школы жили туризмом и краеведением. Туризм в те годы, наверное, достиг своей высшей точки развития в Орловском районе. В походы ходили все классы. Причем ходили не отдохнуть, а познать свой край. Именно в те годы были собраны материала по истории войны, которые и стали основой школьного музея. открытий было много, но главная заслуга наших школьников, это поиск и восстановление подвига группы «Максим 66». Более трех лет потребовалось на поиски и они увенчались успехом. Эмоциональный подъем был таков, что все переживали за «Максимовцев» как за своих родных братьев и сестер. Школьники ставили пьесы о подвиге, писали стихи. Одно из них написала ученица 10 класса Худякова Галина. В середине 1962, в связи с уходом на пенсию М.Я. Колодия, директором стал Н.К. Братченко, а 30 августа 1963 его сменяет С.А. Бурлуцкий.(фото справа).Бурлуцкий С.А. В течение 1967 - 1970 было много указов и постановлений, относящихся к учебной и воспитательной работе школы. Одна из главных задач - переход с восьмилетнего образования на всеобщее десятилетнее. Готовясь к ней, органы народного образования намечают и осуществляют мероприятия по дальнейшему усовершенствованию учебно-воспитательного процесса ,повышению качества обучения. В 1967 году началось строительство новой школы (первая трехэтажка в центре).Именно те кто учился в 60-е годы активно помогали в строительстве. И помощь эта была настолько существенна, что в здание школы вошли раньше намеченного.Они же заложили капсулу под фундамент здания,с тем , чтобы вскрыть ее в 2000 году. Несмотря на то, что на входе в школу в полу выложена цифра 1971, в новом здании школы учебу начали 1 сентября 1970 года. Да и многое из того, что мы с вами сейчас видим, было сделано руками или с помощью школьников (школьная столовая её в проекте нет, школьный парк). Филаретова А.В. В мае 1970 директором школы стала Филаретова Антонина Васильевна.(фото слева) Вместе с учителями ей предстояло внедрять в жизнь нововведение того времени -Устав школы. В ответе за его выполнение были и педагоги , и родители , и сами учащиеся : так требовал документ. Наступившая эпоха 70-80-х годов внесла новые веяния в жизнь школы. Все школьники страны и конечно наши ребята «заболели» на 20 лет новой игрой - заболели «Зарницей». Мы и сегодня спустя почти сорок лет после первой Всесоюзной игры каждую осень ходим на «Зарницу», но наша школьная игра не дает представления о масштабах игры в те годы. «Зарницу» проводили в школах, затем в течение года лучшие команды готовились к районным соревнованиям, до совершенства отрабатывая строевой шаг, навыки обращения со стрелковым оружием (каждый «зарничник» должен был отстрелять в тире 1750 выстрелов с настоящего нарезного оружия), в совершенстве изучались средства индивидуальной защиты, правила дорожного движения, пожарно-прикладные виды спорта, и только лучшая команда в районе получала право поехать на областные соревнования, а конкуренция была очень серьезная. И все же первая школа на протяжении почти 20 лет обычно была первой. Именно наша команда практически ежегодно представляла Орловский район на областной игре «Зарница», участие в ней оставляло память на всю жизнь. Жизнь в казачьих лагерях, соревнования, военизированная игра с участием настоящей военной техники (до танков включительно). Всё это оставляло массу впечатлений, и наверное именно поэтому «зарничники» готовы были тренироваться до уроков, после уроков, в выходные дни и даже на каникулах. Победителями областных соревнований (среди сельских школ) наша команда становилась в:1975, 1978, 1980, 1981,1985, 1987 годах. Но не только «Зарницей» жила школа продолжались туристические слеты, активно развивался экскурсионный туризм, причем дети не просили денег у родителей, было принято их зарабатывать всем классом и ехать в поездку всем классом. А для этого пололи сорняки в полях, работали на кирпичном заводе, разгружали вагоны, в общем, зарабатывали, как могли. В августе 1987 года в школе торжественно был открыт музей (первый и до сих пор единственный школьный музей в Орловском районе). Лучшие школьники стали первыми экскурсоводами. Ещё одна особенность того времени - это самостоятельность школьников той эпохи. В школе существовала пионерская и комсомольские организации, которые вполне самостоятельно планировали и организовывали свою деятельность. Особенно интересны в этом отношении «перестроечные» годы. В 1989 году впервые был создан совет школы, в который кроме педагогов вошли представители родительского комитета, руководители предприятий шефствующих над школой и конечно школьники. Проводились совместные педсоветы, принимались решения, и дети активно участвовали в управлении школой. В 1980/81 учебном году большое внимание уделялось трудовому воспитанию и профориентации учащихся Школа стала называться ТРУДОВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ.Были пополнены оборудованием мастерские, оборудован автокласс, выделена машина. Лопатько В.П. Директором школы в 1982 году стала Валентина Петровна Лопатько(фото справа). В 1987 был открыт школьный музей.На выпускном вечере 10 "Б" подарил музею магнитофон,который был куплен на деньги,заработанные во внеурочное время. Наступившая эпоха 90-х годов внесла множество изменений в школьную жизнь. Распалось единое государство, прекратили существование пионерия, комсомол и страны стали на распутье, не зная чем занять, чему учить своих школьников. У нас такой проблемы не было. Да, школе не хватало денег, оборудования, но идей, оптимизма, творчества хватало всегда. В 90-х годах была разработана и реализована концепция «школы жизнетворчества». В школе был выбран парламент во главе с президентом, который и занимался вопросами школьного самоуправления. Именно в те годы в школе внедрялись самые новые и прогрессивные методы обучения и воспитания. Признанием высокого уровня работы в школе стала победа нашей школы во Всероссийском конкурсе «Школа года - 95». Спустя уже 23 года мы так и остались единственной школой района победившей в таком конкурсе. С началом нового века школа стала «казачьей». Что представляет собой современная школа, где проходит граница между днем вчерашним и сегодняшним? Достаточно плавное течение школьной жизни на рубеже веков было прервано ЕГЭ. Этот экзамен вызвал, наверное, наиболее серьезные изменения в школьной жизни и в дальнейшем оказал самое значительное влияние, как на образовательный, так и на воспитательный процесс в школе.

С начала XXI века школе, обучащимся и педагогам удалось достичь значительных результатов в конкурсах образовательных учреждений ОСШ № 1:
Победитель районного конкурса «Школа года» 2002-2003 учебный год;
Победитель районного конкурса «Школа года» 2005-2006 учебный год;
Победитель районного конкурса «Школа года» 2008-2009 учебный год;
Победитель районного конкурса «Школа года» 2011-2012 учебный год;
Победитель Всероссийского конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО 2006 год;
Победитель Всероссийского конкурса-практикума «Лучший сайт образовательной организации – 2015» в номинации «Школяр» 2015 год.
Бабкина Л.Ф. С августе 2009 года произошла смена руководства школой.Директором школы была назначена Бабкина Любовь Федоровна. Материально- техническое обеспечение школы сечас наверное лучшее среди общеобразовательных учреждений района. Компьютерные классы, включая два мобильных, цифровые лаборатории по химии, биологии, физике; мультимедийные установки в каждом классе, интерактивные доски, лингафонный кабинет, оборудованные спортивные залы, музей, актовый и конференц залы – все это действительно позволяет в полной мере развернуть учебный процесс.
Учителями стабильно достигавшими наиболее высоких результатов на муниципальном уровне по результатам ЕГЭ и ОГЭ стали: Манойленко Т.А., Бочарова Е.П., Михайлова Н.И., Фомушкова Т.Ф., Александровская Н.Е., Александровский С.В., Васильев В.А. Чем же за исключением уроков и бесконечных консультаций жила школа в XXI веке?
Среди множества общешкольных мероприятий наибольшей любовью пользуется «Зарница». Эта военно-спортивная игра, в которую наши школьники играли с начала 1970 – годов давно пережила свою историческую родину – Советский Союз, но также любима школьниками. Последние 20 лет мы проводим полевые «Казачьи сборы». В ходе которых, кроме традиционной военно-спортивной части широко проводится конкурсная программа участие, в которой тесно связано с изучения истории казачества, истории Орловского района, станицы Орловской, родословной наших земляков. Легенда игры ежегодно меняется и посвящена она разным значимым событиям из нашей жизни. Важным моментом в этой игре является не только соревнование и связанная с этим необходимость не только повысить свои физические параметры и подготовиться к тематическому конкурсу, и проявить навыки сплочения детского коллектива. В последние годы в рамках этого соревнования проводятся конкурсы исследовательских работ школьников. Результаты этих исследований представляют достаточно серьёзную ценность и широко используются в работе школы.
Еще одним, объединяющим всю старшую школу традиционным мероприятие, является участие команды школы в районном конкурсе КВН. Этот совсем не простой, но объединяющий разные возрастные группы школьников, конкурс серьезная проверка и на «юмор», и на театральные, и на организаторские способности. Начиная с 2010 года команда школы становилась победителем этого конкурса. А ее лидеры: Харенко Валерий, Жижин Александр, Мирошников, Волохов Анатолий, Ваняшин Михаил, Наумова Ольга, Тетеревлев Максим, Зиновьев Антон, Синогина Александра, Звонарева Татьяна, Абаза Саша, Проскурина Саша, Александровский Дима, Коноваленко Роман, Коробов Александр, Быкадорова Вероника, Слита Виолетта, Панов Алексей, Тищенко Евгений, Трепалина Валерия. Большую роль в традиционно успешных выступлениях нашей команды играют ее руководители Голубова С.И. и Галиченко А.А. В 2017 году команда КВН нашей школы заняла первое место в районе.
По своему уникальным и действительно традиционным для школы стал выпуск общешкольной газеты. Ни в одной школе района не существует регулярного печатного издания, выпускающегося уже почти 15 лет. За эти годы сменилось уже не одно поколение юных журналистов, но интерес к материалам выпускаемым газетой не иссяк.
Газета «Эхо» была основана в 2000 году учителями истории и основ безопасности жизнедеятельности Чебаковым А.В. и Александровским С.В., как рукописная стенная газета – литературно-краеведческое обозрение военно-патриотической направленности. Первые номера газеты были выпущены в преддверии 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. В дальнейшем рукописный вариант газеты выпускался 4 раза в год и включал в себя, в основном, краеведческие материалы.
В связи с развитием системы школьного самоуправления образованием Совета Старшеклассников и необходимостью отображать работу всей школы, в мае 2004 года было принято решение о создании газеты школьного содружества. Общешкольная газета была создана на базе существовавшей стенной газеты «Эхо».
Новая газета, оставив прежнее название, кардинально изменила направленность, стала действительно общешкольной и начала выпускаться в печатном варианте под руководством организатора внеклассной работы Хохловой Т.П., которая и сформировала новую концепцию и облик газеты. Татьяна Павловна с большой энергией вовлекла в деятельность по выпуску газеты массу учащихся и во многом обеспечила дальнейшую творческую деятельность школьных журналистов. В газете печатались и репортажи «на злобу дня», литературные опыты учащихся, статьи по разнообразной тематике, образцы школьного юмора и многое другое.
С мая 2006 года редактором и руководителем газеты «Эхо» стал руководитель школьного музея Александровский Сергей Владимирович, который внес значительный краеведческий компонент в содержание газеты. Кроме традиционных выпусков под его руководством выпускались многочисленные тематические краеведческие выпуски, литературные и краеведческие альманахи, тематические буклеты и брошюры. С 2015 года главным редактором газеты стала учитель литературы Климовцова Оксана Васильевна.
Популярным и нетрадиционным для школы в ХХ веке школьным мероприятием стали и школьные олимпийские игры. Одним из главных инициаторов возникновения таких ежегодных общешкольных соревнований стал Головко Ю.П. Эти игры не просто день свободный от занятий – это праздник, на котором вся школа не просто чествует своих спортсменов (которым, впрочем, надо показать, на что они способны), но и вспоминает историю спорта, а главное каждый школьник участвует в соревнованиях по целому ряду спортивных дисциплин. Кроме того в последние годы в рамках этих соревнований проводится и сдача нормативов ГТО.

Вот такая наша «Первая» школа!
Дата создания общеобразовательного учреждения – 20.05.1996 года




Design by Firsov Alex