ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ДОНЦЫ"
О реализации инновационного проекта в сфере воспитания
(региональный уровень) Детское объединение «ДОНЦЫ»
Школа является экспериментальной площадкой на региональном уровне в реализации инновационного проекта. Детское объединение «Донцы» - составная часть школьного «СОДРУЖЕСТВА», которая согласно совместному приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Атамана ВКО «Всевеликое войско Донское» от 04.02.2002 г. № 157. имеет статус «казачье»
Культурологическая основа донского фольклора, богатый и колоритный событийный ряд, систематически погружающий детей в историю, быт и традиции донского казачества, способствуют более глубокой социализации школьников в условиях современной школы, воспитанию качеств гражданина-патриота, формированию ценностных ориентиров на основе регионального материала.
Использование регионального компонента в воспитании позволяет более успешно решать задачу социализации личности учащегося соответственно государственному заказу: воспитание Человека – ПАТРИОТА, Гражданина, любящего свое Отечество.
Работа ведется на всех уровнях: семья, класс, школа, согласно Положению «О казачьих классах МОУ ОСОШ №1»
Во всех казачьих классах разработаны воспитательные программы классных руководителей, включающие региональный компонент в проведении классных часов (темы прилагаются), родительских собраний («Взаимоотношения детей и родителей в казачьей семье. Традиции и современность», «Воспитание словом» - народная педагогика о нравственных принципах воспитания»), в оформлении классных уголков, подготовке общешкольных мероприятий, проводимых совместно с казаками Орловского юрта по плану работы ( полевые выходы, казачий майдан, конкурсы «Лучшая казачка и лучший казак станицы Первошкольной», посвящение в казачата, День молодого казака, акции «Посылка солдату». «Милосердие», КТД «Мой край родной Донской казачий», Новогодний праздник в станице Первошкольной, смотр строевой подготовки…)
Кроме общешкольных мероприятий на уровне школы также имеют большое воспитательное значение тематические часы общения с привлечением работников центральной библиотеки, Детской школы искусств («Покрова – общевойсковой праздник Всевеликого Войска Донского», «Набат над Тихим Доном» (о репрессии казачества на Дону), «Госпожа казачья масленица!»).
Частыми почетными гостями в школе являются казаки Орловского юрта, воевавшие в Афганистане, Чечне, на фронтах Великой Отечественной войны. Они являются носителями нравственных принципов донского казачества и формируют воспитательное значение социума в обществе.
В системе воспитательной работы большое внимание уделяется культурологическому аспекту в казачестве (казачьему фольклору, обрядам и традициям донских казаков), а также вопросам культурно-исторических традиций на Дону (нравственное воспитание, экологическое воспитание, семейно-бытовое). Учащиеся посещают краеведческие музеи г. Новочеркасска, Азова, Ростов-на-Дону, участвуют в войсковых праздниках, при проведении школьных мероприятий применяют элементы казачьих ритуалов (гимн Всевеликого Войска Донского, знамя Орловского юрта, заповеди казаков, рапорт атаманов), В модель выпускника школы соответственно включены качества личности, социализирующего значения: патриотизм, гражданственность, физическое и нравственное здоровье.
Мощным фактором, влияющим на формирование целостной гражданской позиции, является школьное краеведение, приобщающее учащихся к более глубокому и детальному изучению истории казачества на Дону. И хотя музея казачества в школе пока нет, результаты впечатляют: 1 место на областной краеведческой конференции в 2001 г. за доклад «Атаманы станицы Орловской», 3 место в 2004 г. за доклад «Свадебный обряд станицы Орловской». Экскурсоводы школы систематически проводят работу со всеми классами школы и другими учебными заведениями поселка Орловского по темам казачества: «Первые казачьи поселения на территории Орловского района», «Казачество в Великой Отечественной войне».
В школе есть попытки создания казачьего самоуправления, что нашло поддержку казаков Орловского юрта. Главным органом казачьего самоуправления является Большой казачий круг, который собирается 2 раза в год (сентябрь, март) и определяет направления работы, проводит анализ деятельности по классам, утверждает состав Атаманского совета и открытым голосованием выбирает из Атаманского совета одного представителя в Совет старшеклассников (координирующий орган ученического самоуправления школы).
Школьная библиотека также активизировала деятельность. С целью приобщения детей к культуре Дона оформлен подбор учебно-методической и художественной литературы, в которой представлена региональная проблематика.
В сфере дополнительного образования тоже созданы условия для реализации регионального компонента. Кружки «Волшебная кисть», «Домовенок», танцевальная студия «Мир детства», экологический клуб «Светлячок», «Юный экскурсовод», спортивные секции», эстрадный кружок, творчески работающий над созданием и исполнением песен фольклорного казачьего образца, а также досуговое пространство социума кружок «Послушная глина», «Рукодельница» при Доме Детского Творчества, фольклорный ансамбль «Лазорики» при районном Доме культуры, танцевальный ансамбль «Краски танца» при Детской школе искусств помогают детям лучше понять и освоить культуру донского казачества.
Все более крепнут связи с казачьими обществами:
- налажены договорные отношения с казаками Орловского юрта, работа строится по совместному плану;
- учащиеся казачьих классов участвуют в конкурсах, проводимых департаментом по вопросам казачества Ростовской области (1 место по результатам конкурса «60 лет Победы» в 2005 г.), летнем отдыхе в оздоровительном центре «Казачок»
Казачество
| | |